ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИЗМЕНЕНИЙАнализ современного состояния образовательной системы школы свидетельствует о таких положительных моментах ее деятельности, как:
Однако время диктует новые требования. Общество, а значит, и образование становятся все более динамичными. В Российском образовании за последнее десятилетие произошли серьезные изменения ценностных ориентаций, которые привели к падению значимости таких его параметров, как высокий научный уровень, фундаментальность. Вызваны они новыми требованиями, которые предъявляет образованию современная экономика и непрерывно развивающееся общество. В Концепции модернизации Российского образования до 2010 года также говорится о новом качестве образования, о необходимости формирования новых жизненных установок личности и четко сформулирован социальный заказ – воспитание конкурентно-способной личности, наделенной самостоятельностью, мобильностью, толерантностью, коммуникабельностью, способной к сотрудничеству и творчеству. Кроме того, изменился и заказ родителей. Отмечая хорошую подготовку выпускников по математике и физике в классах с углубленным изучением предметов, они вместе с тем указывают на недостаточную готовность своих детей к взрослой жизни. Старшеклассники же отмечают в числе основных жизненных ценностей карьерный успех; способность обеспечить свое благосостояние; получение в будущем престижной, интересной и высоко оплачиваемой работы. Иными словами, сложившаяся ситуация заставляет задуматься над тем, что учеба становится не целью, а средством для реализации будущих планов учеников – дальнейшей их успешной профессиональной деятельности и социальной карьеры. Казалось бы, введение профильного образования в школе должно обеспечивать выполнение социального заказа. В утвержденной Министерством образования РФ Концепции профильного обучения говорится: «Профильное обучение – средство диффе-ренциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования». Однако практика существования в настоящее время профильных естественно-математических классов показывает, что подготовки, полученной в школе, оказывается недостаточно для поступления в некоторые избираемые учениками вузы. Элективные курсы, введенные в учебный план, не в полной мере решают задачу индивидуализации содержания образования. Они обнаруживают ряд проблем:
Поэтому некоторым выпускникам приходится заниматься дополнительно с репетиторами, посещать платные подготовительные курсы. Выходит, что не все школьники получают то образование на третьей ступени, в котором нуждаются, а то, которое им предлагает школа. Ведь идут в профильные 10-ые классы большинство учеников своей же школы, и за редким исключением из других городских школ. Следовательно, проблема кроется не только в необходимости разработки элективных курсов в соответствии с индивидуальными запросами, интересами и возможностями каждого ученика, но и в дальнейшей отработке системы набора в профильные классы школы. Выбор школьниками профиля оказывается незрелым, не вполне осознанным, ограниченным условиями проживания или привычным подростку образом жизни. В процессе обучения неосознанный выбор ведет к возникновению перегрузок. С этим фактом пришлось столкнуться, ежегодно анализируя мнения родителей. В анкете «Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения» уже не один год они отмечают, что опасение вызывает факт перегрузки ребенка занятиями и домашними заданиями (коэффициенты этого показателя за последние годы оказываются самыми низкими в таблице ответов). Анализ ситуации набора в классы с углубленным изучением математики также обнаруживает другую, не менее серьезную проблему: в такие классы не всегда попадают школьники, способные к углубленному изучению предмета. Выбор обусловлен тем, что в классе с углубленным изучением математики оказывается больше учеников, успевающих на хорошо и отлично, следовательно, мотивация к учению значительно выше, дисциплина и микроклимат в коллективе благоприятнее. Вот и получается, что вынуждены ученики (по разным причинам) подробно изучать неактуальные для себя предметы, тратя на это здоровье, годы жизни, и, наоборот, меньше времени в процессе обучения уделять тем предметам, которые им придется впоследствии сдавать при поступлении в вуз. Да и сама школа благодаря академическому характеру образования не дает ученику необходимых знаний о себе самом – о своих возможностях, способностях - и, следовательно, не подготавливает к выбору профессии и соответствующего образования. К сожалению, школьники часто не имеют знаний, необходимых для выстраивания реалистичных жизненных планов. Все это препятствует их успешности по окончании школы. Таким образом, достижению качественных результатов профильного образования в школе препятствует:
Какие же изменения образовательной системы школы необходимо произвести?
Решение перечисленных проблем позволит:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средняя школа №2, города Дзержинска, Нижегородской области |