Главная страница

Оглавление

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИЗМЕНЕНИЙ

Анализ современного состояния образовательной системы школы свидетельствует о таких положительных моментах ее деятельности, как:

  • сложившийся авторитет школы в окружающем социуме;
  • достаточно высокий уровень качества подготовки выпускников школы;
  • качественная подготовка их по предметам физико-математического цикла;
  • достаточно высокий уровень подготовки обучающихся начальной школы как стартовой площадки для дальнейшего обучения и развития;
  • сложившаяся система дополнительного образования;
  • опытный квалифицированный педагогический коллектив;
  • высокий уровень удовлетворенности родителей образовательным учреждением, поддержка ими начинаний и нововведений педагогического коллектива;
  • благоприятный психологический климат как в учительском, так и в большинстве ученических коллективах.

Однако время диктует новые требования. Общество, а значит, и образование становятся все более динамичными. В Российском образовании за последнее десятилетие произошли серьезные изменения ценностных ориентаций, которые привели к падению значимости таких его параметров, как высокий научный уровень, фундаментальность. Вызваны они новыми требованиями, которые предъявляет образованию современная экономика и непрерывно развивающееся общество.

В Концепции модернизации Российского образования до 2010 года также говорится о новом качестве образования, о необходимости формирования новых жизненных установок личности и четко сформулирован социальный заказ – воспитание конкурентно-способной личности, наделенной самостоятельностью, мобильностью, толерантностью, коммуникабельностью, способной к сотрудничеству и творчеству. Кроме того, изменился и заказ родителей. Отмечая хорошую подготовку выпускников по математике и физике в классах с углубленным изучением предметов, они вместе с тем указывают на недостаточную готовность своих детей к взрослой жизни. Старшеклассники же отмечают в числе основных жизненных ценностей карьерный успех; способность обеспечить свое благосостояние; получение в будущем престижной, интересной и высоко оплачиваемой работы. Иными словами, сложившаяся ситуация заставляет задуматься над тем, что учеба становится не целью, а средством для реализации будущих планов учеников – дальнейшей их успешной профессиональной деятельности и социальной карьеры.

Казалось бы, введение профильного образования в школе должно обеспечивать выполнение социального заказа. В утвержденной Министерством образования РФ Концепции профильного обучения говорится: «Профильное обучение – средство диффе-ренциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования». Однако практика существования в настоящее время профильных естественно-математических классов показывает, что подготовки, полученной в школе, оказывается недостаточно для поступления в некоторые избираемые учениками вузы. Элективные курсы, введенные в учебный план, не в полной мере решают задачу индивидуализации содержания образования. Они обнаруживают ряд проблем:

  • содержание элективного курса не всегда помогает ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы («Я учусь в естественно-математическом классе не потому, что не умею писать сочинений по литературе, а потому, что хочу стать … , а для этого я буду поступать в …»);
  • оно может и не знакомить учеников со спецификой профессиональной деятельности, выбор которой предпочитает ученик;
  • обеспеченность элективного курса соответствующим учебно-методическим комплексом;
  • учитель, преподающий курс, должен быть ориентирован на применение в практике занятий активных форм обучения;
  • привлечение к преподаванию элективных курсов работников профессиональной школы, преподавателей вузов и других сфер деятельности.

Поэтому некоторым выпускникам приходится заниматься дополнительно с репетиторами, посещать платные подготовительные курсы. Выходит, что не все школьники получают то образование на третьей ступени, в котором нуждаются, а то, которое им предлагает школа. Ведь идут в профильные 10-ые классы большинство учеников своей же школы, и за редким исключением из других городских школ. Следовательно, проблема кроется не только в необходимости разработки элективных курсов в соответствии с индивидуальными запросами, интересами и возможностями каждого ученика, но и в дальнейшей отработке системы набора в профильные классы школы.

Выбор школьниками профиля оказывается незрелым, не вполне осознанным, ограниченным условиями проживания или привычным подростку образом жизни. В процессе обучения неосознанный выбор ведет к возникновению перегрузок. С этим фактом пришлось столкнуться, ежегодно анализируя мнения родителей. В анкете «Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения» уже не один год они отмечают, что опасение вызывает факт перегрузки ребенка занятиями и домашними заданиями (коэффициенты этого показателя за последние годы оказываются самыми низкими в таблице ответов).

Анализ ситуации набора в классы с углубленным изучением математики также обнаруживает другую, не менее серьезную проблему: в такие классы не всегда попадают школьники, способные к углубленному изучению предмета. Выбор обусловлен тем, что в классе с углубленным изучением математики оказывается больше учеников, успевающих на хорошо и отлично, следовательно, мотивация к учению значительно выше, дисциплина и микроклимат в коллективе благоприятнее. Вот и получается, что вынуждены ученики (по разным причинам) подробно изучать неактуальные для себя предметы, тратя на это здоровье, годы жизни, и, наоборот, меньше времени в процессе обучения уделять тем предметам, которые им придется впоследствии сдавать при поступлении в вуз. Да и сама школа благодаря академическому характеру образования не дает ученику необходимых знаний о себе самом – о своих возможностях, способностях - и, следовательно, не подготавливает к выбору профессии и соответствующего образования. К сожалению, школьники часто не имеют знаний, необходимых для выстраивания реалистичных жизненных планов. Все это препятствует их успешности по окончании школы.

Таким образом, достижению качественных результатов профильного образования в школе препятствует:

  1. Имеющийся учебный план школы не позволяет учитывать в достаточной степени образовательные интересы и возможности старшеклассников, так как отсутствует возможность построения гибких индивидуальных образовательных маршрутов.
  2. Отсутствие у школьников возможности более широкого выбора профильных дисциплин, необходимых для сдачи экзаменов в вуз.
  3. Слабая ориентация элективных курсов на удовлетворение индивидуальных профориентационных потребностей.
  4. Недостаточный опыт педагогического коллектива по освоению содержания и методик преподавания элективных курсов.
  5. Недостаточность внедрения информационных технологий в образовательный процесс.

Какие же изменения образовательной системы школы необходимо произвести?

Элементы образовательной системы школыТребуются изменения
небольшиеумеренные большиеочень большие
1.Принцип набора и комплектования профильных классов и групп предпрофильной подготовки   + 
2. Учебный план: перечень профилей, дисциплин, элективных курсов; определение времени на их изучение и его распределение  +  
3. Программы обучения по профильным дисциплинам и элективным курсам  + 
4.Технология обучения старшеклассников: организационные формы и методы ведения занятий  + 
5. Стиль отношения с учащимися +  
6. Методы стимулирования учебной деятельности школьников +  
7.Методы текущего контроля, оценки и итоговой аттестации знаний учащихся +  
8. Содержание и система организации домашней работы учащихся+   
9. Квалификация педагогических кадров  + 
10.Система методической работы с учителями школы+   
11.Материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса профильной школы +  

Решение перечисленных проблем позволит:

  • осуществить индивидуализацию образовательного процесса и самоопределение школьников относительно возможных направлений получения образования;
  • обеспечить преемственность образовательных программ школьного и профессионального образования;
  • развить у обучающихся мотивацию на продолжение образования по окончании школы;
  • создать возможность для перехода от образования к самообразованию;
  • решать проблемы социализации школьников.

Оглавление

 

Средняя школа №2, города Дзержинска, Нижегородской области
606000, Нижегородская область, город Дзержинск, улица Гагарина 3.
Телефон 8 - (8313) -33 - 50 - 58, mail: levp@rambler.ru

Hosted by uCoz