|
Главная страница
Оглавление |
ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ,
РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов физико-математического цикла» нахо-дится в центре г. Дзержинска по адресу: 606000 г. Дзержинск Нижегородской области, улица Гагарина, дом 3.
Свою историю наше образовательное заведение отсчитывает с 1931 года. Первый выпуск школы № 2, который состоялся в 1941 году, в полном составе ушел на фронт. Сегодняшние педагоги и школьники, чтя погибших героев, установили памятную стелу около школы.
Более сорока лет в школе работает научное общество учащихся «Клуб юных физиков» или КЮФ, как называют его ученики, родители учителя, - уникальное по своему составу и содержанию деятельности объединение обучающихся. Основателем его была учитель физики Верхолаз А.А.. С середины 60-ых годов активным помощником в работе КЮФа, а впоследствии его руководителем, инициатором и создателем многих проектов становится учитель физики Л.В. Пигалицын, очень много делающий для развития творческого и научного потенциала школьников МОУ СОШ № 2. И не только: ученики его – известные ученые в стране и за рубежом. Многолетняя работа Клуба юных физиков положила начало созданию авторского класса.
С 1990 года и по настоящее время в школе функционирует авторский класс заслуженного учителя РФ, учителя высшей категории Л.В. Пигалицына – единственный в нашем городе класс с углубленным изучением физики и вычислительной техники. Его обучающиеся показывают стабильно высокие результаты по физике, специальному курсу «Решение экспериментальных задач», «Вычислительная техника и моделирование физических процессов на компьютере». Среди них всегда есть выпускники, награжденные медалями «За особые успехи в учении». Ученики Л.В. Пигалицына увлечены физикой астрономией, с удовольствием выполняют различные физические эксперименты, моделируют физические установки, занимаются программированием.
Они связывают дальнейшее образование с наукой, ежегодно принимают участие и становятся лауреатами городской научно-практической конференции «Старт в науку», областного конкурса Юных Конструкторов и Изобретателей, Каплановских чтений и победителями олимпиад разного уровня. Работа выпускницы авторского класса 2006 года Биляевой Алены на тему «Электромагнитные загрязнения» была представлена на Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи в г. Москва, где была отмечена дипломом.
Сотрудничество обучающихся авторского класса Л.В. Пигалицына с ИПФАН, с НИРФИ, физическим факультетом Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского – это не только возможность привлечь школьников к научно-исследовательской деятельности, но и помощь в дальнейшей профессиональной ориентации и социализации обучающихся.
В 1992 году, в связи с аварийным состоянием здания, школа переехала по адресу: улица Гагарина, дом 3, где и находится по сей день. Это четырехэтажное здание постройки 1940 года, в котором ранее располагался институт повышения квалификации. В школе 26 учебных кабинетов, среди которых кабинеты физики, ТСО, химии, иностранного языка, математики, литературы и русского языка, музыки, биологии, начальных классов, домоводства. Имеются актовый зал, медицинский и стоматологический кабинеты, библиотека, кабинет психолога, буфет-раздаток на 60 посадочных мест.
Сложности в организации образовательного процесса связаны с тем, что школа находится в недостаточно приспособленном здании, в котором отсутствуют нормальная столовая, спортивный зал, мастерские. Для проведения уроков технологии и физической культуры используются мастерские близлежащих школ и спортивная база учреждений дополнительного образования. В настоящее время Администрацией города и Городской Думой решается вопрос о строительстве пристроя столовой и спортивного зала для создания условий в соответствии с требованиями СанПин.
В 1995 году наше образовательное учреждение получило лицензию на право осуществлять свою деятельность как школа с углубленным изучением предметов физико-математического цикла, подтвердив это 4 июня 2002 года. (Лицензия Департамента образования и науки Нижегородской области на право ведения образовательной деятельности, регистрационный № 354).
Школа № 2 является общеобразовательным учреждением, обеспечивающим получение обучающимися начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Школа гордится своими выпускниками. За всю историю своего существования (в 2006 году школа отметила 75-летний юбилей) из ее стен вышли многие известные ныне люди:
- лауреат государственной премии Российской Федерации в области науки и техники Фельдштейн Ф.И.;
- руководитель федерального агентства по печати и коммуникациям Сеславинский М.В.;
- известный окулист Галчин А.С.;
- актриса театра и кино Извицкая И.В.;
- доктор физико-математических наук, профессор Долгов О.В., работающий в на-стоящее время в Германии;
- доктор физико-математических наук Института физики микроструктур Российской Академии наук Резник А.М.;
- доктор физико-математических наук, член Международной Академии, заведующий лаборатории физики металлов НИФТИ ННГУ Чувильдеев В.Н.;
- генеральный директор экспериментально-механического завода в Московской об-ласти, кандидат технических наук Пименов С.А.;
- доктор физико-математических наук, проректор дистанционного обучения ННГУ им. Н.И. Лобачевского Колданов А.П.;
- директор Дзержинского педагогического колледжа, кандидат педагогических наук Тарасов М.А.;
- директор гимназии № 38 г. Дзержинска Бородачев А.В.
и многие другие.
Сегодня школа расположена в культурном центре города. Музей, театры, библиотеки, высшие учебные заведения, Дворец детского творчества, эколого-биологический центр, Станция Юного техника, музыкальные и спортивные школы, бассейн, стадион – наши активные помощники в удовлетворении интеллектуальных и эстетических потребностей педагогов и учащихся в организации образовательного процесса. Школа сама играет значительную роль не только в социуме, но и в территориальной образовательной системе. Она считается одной из лучших школ города.
Ядром образовательной системы школы является естественно-математическое образование: функционирование классов с углубленным изучением математики, физики и вычислительной техники и классов естественно-научного профи-ля. Таких классов в школе 6, что составляет 66% из числа 8 – 11-ых классов.
Начиная с начальной школы, в нашем образовательном учреждении большое внимание уделяется образовательной области «Математика». В классах, где обучение осуществляется по развивающей системе Л.В. Занкова, преподавание математики ведется по учебнику И.И. Аргинской. В остальных классах начальной школы и в 5 – 6-ых классах используется учебник математики под редакцией Н.Я. Виленкина. Это позволяет, с од-ной стороны, обеспечить преемственность при переходе обучающихся первой ступени на вторую, а с другой стороны, в большей мере способствовать их подготовке к обучению в классах с углубленным изучением математики. Кроме того, учителем начальных классов Абрамовой С.П. разработана авторская программа «Введение в геометрию» для начальной школы, а в 2006-2007 учебном году в учебный план 5 класса введены предметы «Наглядная геометрия» и «Физика: мир вокруг нас» - все это с целью выстроить единую физико-математическую линию в школе.
Формирование классов с углубленным изучением математики начинается на параллели 8-ых классов. Таким образом, переводные 8 – 9-ые классы являются первым ориентационным этапом углубленного изучения математики. На этом этапе происходит осознание учениками своего интереса к предмету и оценка возможностей овладения им, для того чтобы по окончании 9 класса каждый мог сделать осознанный выбор в пользу дальнейшего углубления, профильного или обычного изучения математики. На третьей ступени обучения в классах с углубленным изучением математики и профильных классах вариативные часы учебного плана используются для организации спецкурсов или элективных курсов по математике.
Свою миссию школа видит в обеспечении современного качества естественно-математического образования, сочетающего фундаментальность с перспективными потребностями личности, общества, государства.
Пусть наши воспитанники будут лучше нас, выводят нашу проблемную цивилизацию на новый, более гармоничный виток развития. А пока обучение в школе с углубленным изучением предметов физико-математического цикла, приобщение в ее стенах к духу творчества помогает им добиваться результатов образовательной деятельности и приближает к поставленной цели, связанной с продолжением образования.
Итоги образовательной деятельности школы, приведенные в диаграмме, демонстрируют стабильно высокий уровень качества знаний ее выпускников.
Школа работает без второгодников на протяжении более чем 10 лет.
Изучение запросов школьников и их родителей свидетельствует, что полученные в школе знания помогают обучающимся в будущей взрослой жизни. Продолжение образования выпускниками школы в высших учебных заведениях составляет 100%.
О том, какому из вузов отдают предпочтение выпускники физико-математической школы, показывает таблица:
| Год выпуска | 2003/2004 | 2004/2005 | 2005/2006 | Всего: |
| Всего выпускников | 93 чел. | 53 чел. | 61 чел. | 207 чел. |
| Поступили в вузы В том числе: | 100% | 100% | 100% | 100% |
1. | НГТУ | 27 чел. 29% | 14 чел. 26% | 19 чел. 31% | 60 чел. 29% |
2. | ННГУ им. Н.И. Лобачевского | 22 чел. 23% | 21 чел. 39% | 25 чел. 41% | 68 чел. 33% |
3. | Другие:
- медицинская академия, - строительная академия, - лингвистический университет, - высшая школа экономики,
- НКИ, - ИПФРАН, - МГУ, - МФТИ и т.д.
| 44 чел. 48% | 18 чел. 35% | 17 чел. 28% | 79 чел. 38% |
За последние три года более трети выпускников выбирают для продолжения образования ННГУ им. Н.И. Лобачевского, поступая на мехмат, ВМК, физфак, радиофак, экономический факультет и факультет финансов и кредита. Таким образом, можно говорить о востребованности физико-математического образования и о том, что стратегические цели и задачи нашего образовательного учреждения актуальны на сегодняший день.
Реализация городской программы «Одаренные дети» - одно из перспективных направлений в работе школы, которое включает в себя выявление «одаренных» обучающихся, организацию индивидуальной работы с ними в соответствии с уровнем их интел-ектуального развития, координацию их самообразовательной и научно-исследовательской деятельности, а также социально-экономическую поддержку таких обучающихся. В работу включены все участники образовательного процесса. Специальное направление посвящено повышению компетентности родителей в воспитании одаренного ребенка.
В школе создан банк данных «одаренных» детей. Руководители и педагогический коллектив школы предпочитают работать с детьми академической одаренности. С этой целью организуются индивидуальные занятия с одаренными детьми, осуществляется подготовка к олимпиадам различной сложности, активно развиваются связи школы с Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского (решение олимпиадных задач по математике для обучающихся 5 – 11-ых классов с преподавателем ННГУ Д.Ю. Кузнецовым), Кировским физико-математическим лицеем (ежегодное участие команды школы в математических турнирах), Поволжским аэрокосмическим центром (участие обучающихся в научных чтениях и защитах проектов), ИПФРАНом (научно-исследовательская деятельность в области физики и астрономии, участие в работе летнего научно-оздоровительного лагеря в п. Варнавино Нижегородской области).
Приобщение талантливых и способных ребят к научно-исследовательской деятельности создает не только благоприятные условия для их самообразования, воспитания и профориентации, но и показывает высокие результаты выступлений на предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня. Кроме того, статистика показывает увеличение числа участников в городской научно-практической конференции школьников «Старт в науку» в 3,5 раза, причем качество более половины ученических работ отмечено дипломами 1, 2 и 3 степеней. По итогам Уральских турниров математических боев команда школы два года подряд была награждена дипломами 2 степени.
Старшеклассники активно участвуют в открытых олимпиадах вузов Нижнего Новгорода (ННГУ, НГТУ, Высшая школа экономики), что свидетельствует о целенаправленной подготовке их к поступлению в вузы, об уверенности в знаниях и возможностях занять призовые места.
В школе уже сложилась определенная система дополнительного образования. Начало ее – это работа Школы будущего первоклассника, организованной на платной основе. Она предоставляет возможность дошколятам не только подготовиться к обучению в школе, но и родителям получить квалифицированную консультацию психолога о целесообразности выбора той или иной системы обучения в начальной школе и самого образовательного учреждения. Большое количество творческих заданий на занятиях в Школе будущего первоклассника развивает личность ребенка, стимулирует его познавательную активность и учебную мотивацию. Тот факт, что ежегодно число детей, занимающихся в Школе будущего первоклассника, около 90 человек при наборе в 50, свидетельствует о востребованности этой образовательной услуги.
Формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных, творческих способностей обучающихся достигается не только возможностями урочной, но и внеурочной деятельности – достаточно отработанной в школе и престижной.
Дополнительное образование обучающихся организовано в соответствии с возрастными особенностями детей:
I ступень – кружки различной направленности;
II ступень - предметные кружки, индивидуальные и групповые занятия со способными детьми;
III ступень – целенаправленная работа по подготовке к олимпиадам и поступлению в высшие учебные заведения.
В школе I ступени с первого класса детям предлагается попробовать силы и проявить свои способности и интересы в различных областях знаний и искусства. Особенность организации кружковой работы в начальной школе, с одной стороны, заключается в сотрудничестве школы со многими учреждениями дополнительного образования: Станцией Юного техника, Эколого-биологическим центром, хоровой студией «Гармония» и студией бального танца «Алира» во Дворце детского творчества, клубом «Мечта», школой английского языка и компьютерной графики «ЭНТЭР» в Центре молодежных инициатив. Это, с одной стороны, позволяет школе организовать разнообразные занятия педагогами дополнительного образования на хорошем качественном уровне и принять участие в реализации проектов учреждений дополнительного образования города. А с другой стороны, имеющиеся в начальной школе объединения дополнительного образования «Информатика», «Олимпионик», «Геометрия»,
руководителями которых являются учителя начальных классов, осуществляют научно-техническую направленность.
Система дополнительного образования в среднем звене строится в основном на основе интеграции основного и дополнительного образования. Этот процесс четко прослеживается в работе объединений дополнительного образования, охватывающих 7 направлений: научно-техническое, естественно-научное, социально-педагогическое, художественное, эколого-биологическое, физкультурно-спортивное и социально-экономическое - и в организации индивидуально-групповых занятий по предметам естественно-математического цикла.
Учитывая социальный заказ общества в потребности изучения детьми иностранных языков, в школе функционируют два кружка иностранного языка (английский и немецкий), занятия в которых обеспечены соответствующими учебно-методическими комплексами.
Возможность углубить и расширить свои знания по профилирующим предметам предоставляется обучающимся 10-11-х классов благодаря заключенному договору с Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского. Уже в течение нескольких лет в школе работают группы по подготовке в вуз по математике, физике, русскому языку, занятия в которых ведут преподаватели университета.
В целом охват обучающихся дополнительным образованием по школе может быть представлен так:
 
Наша школа является организатором и центром проведения в г. Дзержинске интеллектуальных игр «Кенгуру» (с 1999 года) и «Русский медвежонок – языкознание для всех» (с 2002 года) благодаря учителю математики Сухаревой Е.А. – увлеченному человеку, грамотному специалисту, заботящемуся об интеллектуальном потенциале не только своих учеников. Шестилетний опыт участия обучающихся нашей школы в этом конкурсе дает неплохие результаты: 35 учеников школы являются призерами по г. Дзержинску, а пять учеников вошли в число лучших участников по России.
Дать ученику прочные знания – первостепенная задача, стоящая перед каждым учителем и педагогическим коллективом в целом. Однако даже успешное решение этой задачи не приведет нас к конечной цели, поскольку знающий человек должен быть еще и воспитанным человеком.
Два из направлений воспитательной работы школы заслуживают особого внимания – реализация программ «Здоровье и образование» и «Семья».
Школьная программа «Здоровье и образование», принятая педагогическим советом (протокол № 5 от 28.03.2003 года), разработана в соответствии с основными направлениями городской целевой программы «Здоровье и образование» и предусматривает активное участие нашего образовательного учреждения в городских мероприятиях, но главная ее задача – формирование в обучающихся стремления к здоровому образу жизни, осознания ими здоровья как одной из главных жизненных ценностей. За время реализации программы сформирован мониторинг здоровья обучающихся по семи направлениям. Результаты его анализируются, доводятся до сведения педагогических работников, учитываются при планировании мероприятий, направленных на повышение защитных сил детского организма. Сложилась система в работе с учителями-предметниками, классными руководителями, родителями обучающихся.
В школе существует на протяжении ряда лет лекторий «Школа здоровья», к работе которого привлекаются медицинские специалисты; разработан и реализуется план мероприятий по гигиеническому воспитанию, центральным пунктом которого является вошедший в традицию месячник «За здоровый образ жизни»; в системе проводятся классные часы по профилактике травматизма обучающихся; работает объединение дополнительного образование «Здоровье» для обучающихся начальной школы, которым уже несколько лет руководит социальный педагог школы Юрочкина Н.Ю. - специалист первой категории, автор школьной программы «Здоровье и образование».
деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и реализации программы школа активно сотрудничает с различными организациями и учреждениями города: детской поликлиникой № 13, эколого-биологическим центром, автодромом «Светофор», ГИБДД, стадионом «Химик», городским центром «Семья», наркологическим диспансером, центром пропаганды медицинских знаний и центром молодежных инициатив.
Как позитивную тенденцию стоит отметить работу в школе стоматологического кабинета, врачи которого уже пятый год осматривают и оказывают посильную помощь всем обучающимся в санации полости рта.
Участие родителей и общественности в работе школы осуществляется через Попечительский совет, созданный в форме некоммерческой благотворительной организации Фонда Содействию Образованию «Возрождение», общешкольный родительский комитет и классные родительские комитеты. Ими оказывается большая помощь в ремонте и оборудовании учебных кабинетов, в организации общешкольных праздников, дней спорта, в работе Совета профилактики, в реализации школьных программ «Здоровье и образование», «Семья» и городской целевой программы «Одаренные дети».
Работа с родителями в школе включает следующие направления:
- изучение семей обучающихся,
- психолого-педагогическое просвещение родителей,
- массовые мероприятия совместно с родителями,
- привлечение родителей к управлению образовательным процессом.
Повышение психолого-педагогических знаний родителей обеспечивается через педагогический лекторий для родителей, систему индивидуальных психологических консультаций и организацию круглых столов по проблемам воспитания. Формы участия родителей в управлении школой предусматривают не только спонсорскую помощь (хотя материальная поддержка очень важна), но и участие родителей в роли экспертов качества образования и защитников прав и интересов детей. Мнение родителей, как социальных заказчиков образовательных услуг, играет немаловажную роль в планировании и организации педагогического процесса. Словом, все эти мероприятия направлены на тесное сотрудничество с родителями для достижения более высоких результатов в обучении и воспитании школьников. Союз семьи и школы – необходимое условие развития обеих сторон.
Уровень удовлетворенности родителей организацией образовательного процесса в школе (максимальный балл 4), по данным мониторингового исследования, в течение трех лет проводимого по методике Е.Н. Степанова, показывает стабильные результаты:
Это значит, что большинство родителей удовлетворено работой учреждения и его педагогического коллектива, условиями, которые создаются в школе администрацией и учителями для развития ребенка.
Можно с уверенностью сказать: родители – наши единомышленники и партнеры. 30% семей обучающихся – это бывшие выпускники школы. Мы гордимся семейными династиями. Информационное пространство школы включает в себя оригинальный по форме и уникальный по содержанию стенд «Семейные династии», отражающий атмосферу большой школьной семьи. Индивидуальность школы подчеркивает и стенд «Наши выпускники», сообщающий о достижениях выпускников школы в разных областях жизнедеятельности и в разных уголках земли.
На сегодняшний день образовательный процесс школы осуществляют 44 педагога. Из них квалификационную категорию имеют 40 (91%). Количество педагогов, прошедших курсы повышения квалификации за последние 5 лет, 95%.
Мониторинг «Кадры» выявил следующую положительную динамику по сравнению с городскими показателями:
№ | Показатели | По школе | По городу |
1. | Число педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию | 13% | 8% |
2. | Число педагогов с высшим образованием | 90% | 89% |
3. | Число педагогов со средне-специальным образованием | 10% | 10% |
По числу награждений школа занимает одно из лидирующих мест в городе. Только за истекший учебный год число педагогов, награжденных грамотами Департамента образования и науки Нижегородской области, выросло на 2 человека.
Ежегодно учителя нашей школы принимают участие и побеждают в городском конкурсе «Профи». В национальном проекте «Образование» в конкурсе лучших учителей 2006 года приняли участие три педагога высшей категории: Абрамова С.П., Галкина Л.В. и Пигалицын Л.В.. Двое из них стали победителями.
Также в 2006 году школа участвовала в конкурсе образовательных учреждений с «Программой развития естественно-математического образования 2004-2008 г.г.», основные задачи которой можно считать выполненными:
| Задачи предыдущей программы развития | Результат выполнения |
1. | Адаптация содержания, структуры и организации естественно-математического образования в школе к изменениям, инициированным процессом модернизации образования.
Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием через совершенствование профильного обучения и введение предпрофильной подготовки.
| 1. С целью осуществления единого физико-математического образования разработаны авторские программы по геометрии для начальной школы и 5-6 классов.
2. Разработаны программы элективных курсов и курсов по выбору для предпрофильной подготовки – отрабатывается механизм профильной и предпрофильной подготовки.
3.Осуществляется апробация новой учебной программы для начальной школы по информатике, УМК «Перспективная начальная школа».
4. Подведены итоги УМК по алгебре 7-9 классов под редакцией М.И. Башмакова и, как продолжение, в настоящее время осуществляется апробация УМК С.М. Никольского для классов с углубленным изучением математики. 5. Совершенствуется нормативно-правовая база по организации и проведению предпрофильной подготовки и профильного обучения. |
2. | Организация творческого освоения учителями передовых педагогических технологий, способствующих развитию личностного потенциала как учителя, так и ученика |
1.Внедрение в практику работы современных информационных технологий, новых приемов и методов обучения (обучение в сотрудничестве и разноуровневое; метод проектов, модульное обучение, дистанционное обучение), способствующих повышению уровня качества образовательного процесса в системе обязательного и дополнительного образования.
2. Курсовая подготовка по ИКТ пройдена у 25% педагогического коллектива. Для остальных желающих в школе работала инициативная группа педагогов по обучению пользованием ПК.
3. Работа школьной методической службы через педагогические чтения, семинары, конференции, научно-исследовательские работы, работы проблемных групп направлена на непрерывное самообразование учительского коллектива.
4. В 2006 году началось сотрудничество с интернет-школой «Телешкола.ru.». |
3. | Укрепление материальной базы школы с целью обеспечения ее эффективного развития. |
В школе созданы необходимые материально-технические условия для внедрения информационных технологий в образовательный процесс: компьютерный класс, подключенный к Интернет; оснащенный компьютерами кабинет ТСО; имеются ПК в кабинетах физики, химии, биологии, в каждом кабинете математики, а также в некоторых кабинетах начальной школы; в наличии три мультимедийных проектора; создается база электронных учебников и учебных пособий. |
Таким образом, результаты деятельности школы и досрочная реализация предыдущей программы развития являются основой для дальнейшего развития нашего образовательного учреждения.
Оглавление
| |